Статья с фотоиллюстрациями нью-йоркской газеты “Tribune” о великом освящении Николаевского собора 23 ноября 1902 года.
Над материалом работали Игорь Луговой и Таисия Рябцева
Освящен с великолепием и помпезностью
Архиепископ Тихон возглавил церемонию в русском храме
Посол Кассини, епископ Графтон, мэр Лоу, доктор Хантингтон и многие другие посетили впечатляющую службу.
Новый русский православный храм святителя Николая по адресу 15 Ист 97-я улица был освящен вчера утром со всей помпезностью, свойственной русской церкви. Присутствовали почти все русские чиновники и многие священнослужители с востока страны, несколько священников из западных штатов также приехали сюда на церемонию.
Облаченный в благолепные одежды, архиепископ Тихон вошел в церковь в 10 часов и проследовал в алтарь. Согласно обрядам, все, кроме тех, кто не может физически, должны стоять во время службы. Архиепископ Тихон не говорит по-английски, и вся служба была на русском языке. Духовенство совершило обряд освящения воды и, полностью облачившись, встретило с крестом вход в храм архиепископа Тихона, хор исполнял церковные песнопения.
Архиепископ помолился перед алтарем и, благословив народ, проследовал к возвышению, где духовенство облачило его в епископские одежды. В сопровождении архиепископа все духовенство вошло в алтарь, а хор в это время пел молитвы и псалмы. Стол алтаря был прикреплен к своему месту, окроплен святой водой, розовой водой и вином, помазан святым елеем, на него была положили первую одежду, и крепко перевязали веревкой. Затем была надета вторая одежда, на которую затем были положены антиминис, скиния, Книга Евангелий и крест.
В сопровождении диакона, который нес незажженную свечу, архиепископ кадил алтарь и церковь вместе со священниками. Один из них окропил внутренние стены святой водой, а другой помазал их елеем. Вернувшись в алтарь, архиепископ зажег от кадила свечу, от которой зажгли другие свечи. Затем он и духовенство прошли процессией за пределы церкви, возвращаясь к главным дверям храма. За дверью архиепископ воскликнул: “Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы.», — вопрошал хор. «Кто есть сей Царь Славы?» и с восклицанием: «Господь Саваоф! Он — Царь Славы!» — архиепископ вошел в храм и положил святой антиминс на алтарь. Затем была прочитана молитва за основателей храма.
Все духовенство собралось в середине церкви, и состоялось благословение архиепископа крестом со всех четырех сторон храма. Диакон произнес краткую ектению, содержащую прошения о всех присутствующих, хор отвечал на каждое прошение: «Господи, помилуй.»
После благословения было провозглашено “Многая лета» императорскому дому России, Президенту Соединенных Штатов, Святейшему Синоду, архиепископу Тихону, основателям и прихожанам церкви и всему народу. “Вечная память” была провозглашена погибшим благотворителям. Затем последовала литургия святого Иоанна Златоуста.
Архиепископ Тихон наградил священников за проделанную ими работу. Облачение и митра, которые носил архиепископ, были сделаны из серебра, а облачения духовенства были вышиты золотом.
После службы архиепископ Тихон держал крест, а люди проходили мимо и целовали крест и его руку.
Епископ Графтон из Епископальной епархии Фон-дю-Лак, штат Висконсин, присутствовал на богослужении в полном епископском облачении. Во время хиротонии епископа коадъютора Веллера, которая, возможно, была самой сложной службой, когда-либо виденной в Епископальной Церкви в этой стране, значительные комментарии были вызваны присутствием и участием представителей польской и русской церквей. Епископ Графтон присутствовал вчера на богослужении, чтобы ответить любезностью на любезность, оказанную Русской Церковью. Священник доктор Уильям Р. Хантингтон, настоятель церкви Благодати, также сидел в алтаре. На нем был обычный черный костюм священнослужителя.
Граф Кассини, российский посол, и Николай Лодыженский, генеральный консул, почетные гости, стояли в крайнем левом углу алтаря на протяжении всей церемонии. С графом Кассини были графиня Кассини, мадемуазель Де Планк из Парижа; Александр Павлов, посол России в Корее; Теодор Хансен, первый секретарь посольства России в Вашингтоне; П. Рождественский, второй секретарь, Вашингтон; М. Рудоков, А. Я. Рутковский, барон Ферзен и барон Шлиппенбах, атташе посольства России; Н. Струве, российский консул в Канаде; К. Карасов и Чарльз Петерсон, вице-консулы в Нью-Йорке, и М. Такер, вице-консул в Филадельфии.
На богослужении также присутствовали мэр Лоу и ряд других муниципальных чиновников, которые сидели в одном из первых рядов кресел. Мэр сразу же после церемонии посетил архиепископа в доме священника.
Среди священнослужителей, присутствовавших на церемонии, были протоиерей Александр Хотовицкий, настоятель церкви; священник Илья Зотиков, помощник настоятеля; архимандрит Анатолий, президент Миссионерского колледжа в Миннеаполисе; архимандрит Рафаил, настоятель Сиротской церкви в Бруклине; протоиерей Алексей Товт из Уилкс-Барре, Пенсильвания; господа Б. Туркевич. из Бриджпорта, Коннектикут; Птолемей Тимченков из Ансонии, Коннектикут; Иоанн Кочуров из Чикаго; Александр Фемолорский. из Филадельфии; Илья Клопотовский из Олд Фордж, Пенсильвания ; У. Калуев Бафф, Джейсон Кэгноудж. из Кливленда, Огайо; Тихон Ростовский, из Трои, Нью-Йорк; Антоний Дорощек из Пассейика, Нью-Джерси; Иоанниски, Оцеола Миллс. Пенсильвания ; Федор Букетов. из Шептона, Пенсильвания, и Тоана Редзельницкого. из Питтсбурга.
После богослужения в доме настоятеля был накрыт обед для духовенства, членов посольства и приглашенных гостей.
Десять казаков из шоу Буффало Билла «Дикий Запад» были заметны в церкви. Они были одеты в костюмы с оранжевыми и белыми плащами и белыми и черными папахами. Присутствовали члены греческого и ассирийского обществ с флагами их обществ.
Архиепископ Тихон — глава Русской Церкви в Северной Америке и на Алеутских островах. Его сопровождал сюда и помогал во вчерашних церемониях иеродиакон Илья.
Подразумевается, что резиденция архиепископа в скором времени может быть перенесена в Нью-Йорк. Это первая русская церковь, построенная в Нью-Йорке. Она была построена по образцу церквей в Санкт-Петербурге по просьбе царя, который выделил большую сумму на ее возведение. Церковь обошлась в 140 000 долларов. Мраморный алтарь из Санкт-Петербурга еще не прибыл, и для службы вчера был построен временный. Он был украшен хризантемами и вечнозелеными растениями, а вокруг него были расставлены пальмы. Цветы были пожертвованы Чарльзом Крейном из Чикаго. Семь крестов на церкви символизируют семь таинств. В основном использовался красный кирпич, а наружные украшения выполнены из терракоты и белого песчаника.
На вчерашней службе собралось более 500 человек, а в церкви было размещено 40 полицейских. Это было сделано главным образом для охраны сотрудников посольства.