Христос посреди нас!

Дорогие братья!

Всякое кризисное время, вне зависимости от породивших его причин, обнажает истинную природу каждого человека. Не случайно в народе говорят: друг познаётся в беде.

А христианин, тем более пастырь Церкви, познаётся по трём качествам, которые обозначил для Своих учеников Глава Церкви Господь Иисус Христос:

  1. Пребывать в Его слове, т.е. безоговорочно и безусловно принимать все, заповеданное Им (Ин., 8, 31);
  2. Иметь любовь между собою, т.е. строить отношения не на субъективных человеческих симпатиях, а на объективном искуплении каждого из нас Кровью Христовой (Ин., 13, 35);
  3. Быть едиными, т.е. без каких-либо исключений из этого правила оставаться вместе при любых обстоятельствах (Ин., 17, 11).

По этим трём параметрам мы осознаем себя как Его ученики и как Церковь. Но только тогда, когда мы одновременно соответствуем всем этим трём качествам. Одно без другого не работает.

Именно поэтому, со времён Апостолов, Церковь устроена как строго иерархическая община. История показывает, что погибали для Царствия Небесного и наносили раны Церкви те, кто делал для себя исключения из правил, оправдывая себя какими-то внешними обстоятельствами. Имена этих несчастных Церковь заботливо хранит в памяти для того, чтобы предостеречь грядущие поколения христиан от непоправимых ошибок. В этом смысле мы похожи на сапёров. Как они могут ошибиться только один раз, так и мы, однажды позволив себе выйти из церковного корабля, можем уже никогда туда не вернуться и погибнуть.

Я хотел бы обратиться к вам, дорогие братья, чтобы мы не поддались настроениям этого смутного времени и не пошли по стопам тех, кто решил нарушить принцип единства Церкви и перестал поминать имя нашего Предстоятеля за богослужениями. Мы не имеем права давать оценку тем, кто вынужден был это сделать.

Хочу напомнить всем нам, что отцы-основатели приходов Московского Патриархата в США – наши с вами предшественники – хранили верность Матери-Церкви и Святейшему Патриарху в самые трудные годы смутного времени XX века. И во время отделения Американской Митрополии, и во время критики от той части Русской Церкви, с которой мы воссоединились в 2007 году, и во времена так называемой «холодной войны» между Западными странами и СССР. Вспомним, что не Священноначалие навязывало нашим приходам свой омофор, а наши приходы в США и Канаде умоляли в 1970 году Святейшего Патриарха оставить их в составе Московской Патриархии.

Итак, что же? Отцы наши пренебрегли всеми тяготами своего времени и не побоялись остаться верными Первосвятителю Московскому, а мы сегодня начинаем стесняться своего положения? Разве это не то самое время, когда мы должны объединить свои молитвы о своём Патриархе и объединять наши усилия, по его призыву, в помощи нашим братьям и сёстрам в Украинской Православной Церкви? Много ли сможем сделать, если сейчас разъединимся и предадим нашу Церковь?

К нам обращает своё слово апостол Павел: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый ОКАЗАЛСЯ ВЕРНЫМ. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне — Господь. Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор., 4, 1-5).

Сохраним единство, потому что только в этом единстве мы сможем верить, что Христос посреди нас и есть, и будет.

С братской любовью, игумен Никодим (Балясников)